Про реку Дон

 
   

     Фотоальбом      Картография     На реку
  Притоки Дона     Friends     Таймень-2     
          

     Привет:) вы заглянули к туристам-водникам, здесь мы расскажем про Вольный Дон, про чудесные реки – Битюг, Хопёр, Медведицу и раскроем тему походов на байдарке по этим удивительным рекам. Наша информация будет полезной при организации увлекательного и незабываемого путешествия по просторам Вольного Дона, если возникнут любые вопросы или мысли, мы всегда на них ответим. Мы два брата, обитающие в Тамбове, по воде ходим давно, побывали на многих прекрасных реках и озёрах, поэтому можем уверенно сказать: Дон – это круто! А в качестве железобетонного аргумента мы выложили пейзажные фотографии, дающие достаточно точное представление о Вольном Доне, по завершению навигации фотоальбом регулярно обновляется.
  На Дону мы оказались в 2004 году, когда при подготовке к навигации подумали, что сплавы по дивным рекам Карелии и Урала это интересно и увлекательно, но ведь и в нашей полосе тоже много достойных рек, заслуживающих внимания. Поэтому в навигацию 2004 мы решили двигаться в южном направлении и стали пробираться на Дон. Изучив топографические карты, поход начать решили от Кирсанова, что на реке Вороне, впадающей в Хопёр, а там и до Дона рукой подать. Информация по рекам была довольно общая, что делало поход ещё интереснее, добраться планировали до города Калач-на-Дону, ну а там по ситуации. В итоге, поход удался, погребли вдоволь, полностью прошли намеченный маршрут, увидели и узнали много нового и интересного, получили море положительных эмоций и впечатлений, с тех пор Вольный Дон нас уже не отпускает:) похоже, опьяняющий запах степных трав сделал своё дело:)
  Начинается Дон из небольшого ручья в районе города Новомосковска Тульской области. На пути с севера на юг, длиной в 1870 километров, Дон обходит ряд геологических препятствий, и четыре раза достаточно резко меняет направление своего течения. При впадении в Таганрогский залив, Азовского моря, Дон образует обширную дельту, с большим количеством рукавов и проток. Профиль речного русла имеет небольшие углы наклона, которые постепенно уменьшаются к устью, поэтому скорость течения реки небольшая, правый берег высокий и крутой, а левый берег низменный.
  Бассейн Дона находится в лесостепных и степных природно-климатических зонах, поэтому он относительно маловоден, питают Дон и его притоки главным образом талые воды; на родники и дождевые воды приходится треть от водосбора. Для Дона характерно весеннее половодье, в остальное время уровень воды низкий. Притоки по правому берегу имеют неширокие и глубокие рельефы, по береговой линии наблюдается обнажение горных пород, в некоторых местах выражен карстовый рельеф, много лесных зон и совсем немного озёр. Левобережные притоки, наоборот, извилистые, с широким рельефом, в пойме их долин расположена масса озёр. Вдоль береговой линии тянется лесополоса, которая местами занимает обширные пространства. Принимая во внимание изменение характера реки, можно выделить четыре составных участка:
  Верхний Дон.  Участок от истока до впадения реки Воронеж. Здесь Дон имеет незначительную ширину и течёт в узкой долине по извилистому руслу, на пути встречается много перекатов. В верховье много искусственных препятствий, в виде невысоких мостов и остатков разрушенных плотин, лишь после впадения реки Сосна преграды практически не встречаются.
  Средний Дон.  Участок от устья реки Воронеж до впадения реки Хопёр. Здесь долина значительно расширяется, в пойме находится много озёр-стариц и проток, справа выходит высокий берег с обширными меловыми отложениями, который часто подходит вплотную к руслу.
  Нижний Дон.  Участок от впадения реки Хопёр до портового города Калач-на-Дону. Здесь река течёт через засушливые степи и пески, на этом участке Дон становится шире, встречается много отмелей и островов.
  Нижний судоходный Дон.  После города Калач-на-Дону река Дон приближается к Волге на минимальное расстояние в 80 км. В этом месте в 1952 году был построен Волго-Донской судоходный канал. Питает канал Цимлянское водохранилище, образованное при строительстве плотины и ГЭС у города Цимлянска. Водохранилище является довольно серьёзным препятствием для небольших лодок, так как часто сильный ветер разгоняет очень большую волну, идущую в шахматном порядке. За Цимлянским водохранилищем Дон тихая спокойная река с широкой поймой. Для обеспечения постоянного судоходства после Волгодонска построено несколько гидроузлов: Николаевский, Константиновский и Кочетовский; ещё идёт строительство Багаевского низконапорного гидроузла.
  Существует распространённое заблуждение, что Дон по ряду каких-то там причин не подходит для походов на байдарке, это не так – хотите верьте, хотите проверьте. Если вы не относитесь к секте покорителей рек и вас не пугают большие просторы, то на Дону обязательно понравится. Правда, словить пресловутого адреналина здесь особо не получится, только релакс, плавно перетекающий в жуткий расслабон. Есть только одно существенное ограничение – в мае и июне на реке беспощадно и люто бесчинствует мошка (по крайней мере в Волгоградской и Ростовской областях).
  Чтобы путешествие принесло положительные впечатления, необходима правильная подготовка, тогда во время похода не будет никаких накладок, и на следующий сезон снова потянет на реку. Конечно, можно выбрать самый простой путь и отправиться в поход, организованный каким-нибудь приличным турклубом, к примеру – Странник-Воронеж или Корбита. Но всё же, лучше осуществить самостоятельное путешествие, ведь в нём намного больше свободы – сам выбираешь попутчиков, время, маршрут и график похода, ведь сплав на байдарке не требует каких-то сугубых знаний и особой физической подготовки. 
  Первым делом возникает вопрос на чём сплавляться, в принципе, подойдёт любое плавательное средство, которое способно уверенно держаться на воде, иметь управление и нести некоторый груз. Но байдарка предпочтительней, ведь только она даёт непередаваемое ощущение привольного хода. Сплавляться по бурным водным потокам на Дону и реках его бассейна не придётся, поэтому можно сузить параметры поиска, и смело остановить свой выбор на универсальных байдарках, которые по конструкции бывают каркасными: Таймень, Нева и каркасно-надувными: Вуокса, Варзуга. Каких-то принципиальных и радикальных отличий в тактико-технических характеристиках у данных байдарок нет, на всех ходят с одинаковым успехом, поэтому брать можно любую байдарку из перечисленных.
  Байдарка Таймень – это заслуженный ходок и проверенная походами и временем классика. Нева, это традиционная туристическая байдарка в современном исполнении, одной из конструктивных особенностей которой является механизм, обеспечивающий поперечное натяжение оболочки, а незамкнутый шпангоут облегчает загрузку и выгрузку снаряжения. Вуокса и Нева по сути одна и та же байдарка, только у Вуоксы есть вклеенные надувные элементы, повышающие остойчивость и уменьшающие осадку. Варзуга разработана на основе Вуоксы и отличается замкнутым шпангоутом, придающим дополнительную жёсткость, и увеличенным посадочным местом переднего гребца.
  Мы являемся сторонниками старой школы и придерживаемся принципа: чем проще – тем лучше, поэтому при покупке новой байдарки в 2009 году снова выбрали Таймень. К весомым достоинствам байдарки Таймень-2 можно отнести простую конструкцию каркаса, надёжность, универсальность, ремонтопригодность, хорошие ходовые характеристики, вместимость и обитаемость. ПВХ оболочка Тайменя, по сравнению с надувной, менее требовательна к качеству ремонта и внимания в походе к ней нужно значительно меньше. В настоящее время производством байдарок Таймень, оболочек к ним и запасных частей занимается контора QRshop, кстати, там можно приобрести надувные сиденья в байдарку, говорят полезная вещь.
  На нашем Таймене-2 мы сделали несколько несложных доработок. Для начала усилили штатные сиденья и жёстко прикрепили их к кильсону, теперь можно грести в двух режимах: сидя или на корточках, что позволяет, периодически меняя положение, меньше уставать и дольше находиться в байдарке. Ещё отгородили грузовой отсек, теперь груз не упирается в спину и не падает под ноги. На Дону часто дует сильный ветер, так что с вёсел в грузовой отсек попадает много воды, поэтому к решению этого вопроса подошли основательно и вместо покупки фартука, изготовили тент, надёжно защищающий от брызг, а в случае оверкиля не дающий грузу выпасть, что проверено на практике. Конструкция состоит из двух дюралевых уголков и трёх привальных брусьев, крепится на фальшборт струбцинами и закрывается сверху ПВХ тканью.
  При сплаве всегда есть вероятность повреждения байдарки, обычно это пробоины оболочки. Если пробоина небольшая, то её можно просто заклеить, а при значительных размерах, надо сначала прошить, поэтому с собой следует брать набор иголок и синтетические нитки. Когда пробоина рядом с леей, то оболочку можно ещё проклеить изнутри. Для упрощения ремонта используем клей Момент универсальный подходит для прорезиненной ткани, а прозрачный годится для ПВХ. Использование клея Момент позволяет спускать лодку на воду практически сразу после ремонта, заплата будет держаться надёжно. В качестве материала для заплаты можно использовать ленту для проклейки швов, применяемую в надувных лодках, лента тонкая, поэтому хорошо держится на оболочке. Ну а после похода, если потребуется, можно выполнить более качественный ремонт.
  Теперь немного о поломках элементов каркаса. Наиболее распространённая из них, это срезание заклёпок, которые крепят скобы к шпангоутам. Поэтому верхние скобы, держащие фальшборт, мы сразу поставили на винты М4, это особенно актуально для ПВХ оболочек, где сильнее натяжение. При срезании заклёпок кницы (такое случается значительно реже) ремонт производится следующим образом; выбивается оставшаяся часть заклепки, потом вместо заклёпки устанавливается винт М4 с гайкой, выступающая часть винта срезается и обрабатывается надфилем. У шарниров обычно деформируются замки, что усложняет разборку лодки, поэтому их лучше сразу заменить винтами М5.
  Поломка основных элементов набора (штевней, кильсонов, шпангоутов и стрингеров), случается довольно редко, а если не лезть в сомнительные места, то она вообще невозможна. За всё время у нас ломался только шпангоут № 2, в месте крепления фиксатора (самая слабая часть шпангоута), когда на сильном течении на Медведице ударились шпангоутом о подтопленное бревно. Устранили поломку просто: обмотали стальную проволоку вокруг нижних книц и стянули шпангоут, обошлись даже без разборки. На случай подобного ремонта берём с собой набор надфилей, полотно по металлу, металлическую проволоку, хомуты, винты, пару коротких стрингеров.
  Следующим по значимости идёт вопрос про выбор палатки, так как поход обычно проходит летом и в простых климатических условиях, то сильно загоняться не стоит. Сразу отметим, что идеальных палаток не бывает, любая палатка это всегда компромисс, главное правило при выборе – не брать откровенно дешёвую палатку, это однозначно выброшенные деньги и проблемы в походе. Так же при выборе палатки не забываем о весе и габаритах в сложенном виде, тоже значимый параметр, а то при тяге к рекордам, можно выбрать и кемпинговый вариант.
  Сейчас выпускают большое количество палаток различной формы, но самыми распространёнными из них являются две: полусфера и полубочка. При форме полусфера, дуги перекрещиваются, в результате чего получается равнопрочная конструкция, довольно устойчивая к сильному ветру. У палаток формы полубочка, достоинством которых является большой внутренний объём и хорошая обитаемость, дуги идут параллельно, но такая конструкция уже более требовательна к установке (особенно к растяжке) и чувствительна к ветровым нагрузкам.
  Переночевать, а также укрыться от дождя, можно и в простой однослойной палатке. Правда, она не очень комфортна из-за образования конденсата и плохо держит тепло, но в коротком летнем походе это не сильно утомляет. А если идти в поход всерьёз и надолго или хочется больше уюта, то лучше однозначно выбрать двухслойную палатку. Есть два типа двухслойных палаток, у которых разная последовательность установки. У первого типа сначала ставится внутренняя палатка, а затем накидывается и закрепляется тент, это стандартная классическая конструкция. У второго типа сначала ставится тент с каркасом, а затем пристёгивается внутренняя палатка. На наш взгляд такая конструкция гораздо удобнее при использовании, особенно в условиях ненастной погоды, ведь во время дождя гораздо проще установить тент и пристегнуть внутреннюю палатку, которая останется при этом сухой, а можно вообще не ставить внутреннюю палатку если в этом нет необходимости. Есть ещё разновидность палаток для быстрой сборки, где специальная конструкция с механизмом по типу зонта позволяет установить палатку буквально за минуту. Для установки такой палатки нужно расправить дуги и потянуть механизм, данные модели имеют два слоя, внутренний пристёгнут к внешнему, ну эти палатки на любителя.
  Для примера рассмотрим нашу палатку, бывшую в серьёзной эксплуатации с 2008 года по 2020 год включительно, это двухслойная палатка Taganay 2 производства Atemi очень приличного качества, хоть не дорогая. По конструкции палатка имеет форму полусфера, поэтому хорошо держит ветровую нагрузку; внешний каркас из алюминиевого сплава, который стойко выдержал всю эксплуатацию; небольшой вес и компактные размеры, поэтому требуется мало места для установки, часто бывает очень полезно, ширина внутренней палатки 140 см, меньше уже точно не надо. После установки внешний тент не соприкасается с внутренней палаткой, мелкая синтетическая противомоскитная сетка на входе и в вентиляции, швы хорошо проклеены, у тента и дна водостойкость 3500, вполне достаточно, при сильных дождях протечек ни разу не было. Пожалуй, для большего удобства и лучшей вентиляции желательно иметь два входа. Единственный недостаток у данной палатки – это нежное дно, поэтому под него мы подкладывали армированный полиэтиленовый тент размером 3x2, сложенный вдвое. На наш взгляд подобный тип палаток хорошо подходит под разумные требования и является оптимальным для байдарочного похода. Жаль, что Atemi уже не выпускает данную линейку палаток, взяли бы без раздумий новую.
  Чтобы дождь, особенно затянувшийся на несколько дней, не стал досадной помехой в походе, ещё желательно бы приобрести туристический тент, лучше со стойками. Так же тент может быть полезен в ветреную погоду, если закрепить его с наветренной стороны к земле.
  Спать в палатке без спального мешка не очень-то уютно и вредно для здоровья, поэтому про него забывать не стоит. Для водного похода лучше выбрать спальник с синтетическим утеплителем, так как он обладает гидрофобными свойствами – почти не удерживает влагу из окружающего воздуха, сравнительно быстро сохнет и даже при намокании, хоть и хуже, но способен согреть. При выборе спального мешка так же надо учитывать минимально возможную температуру в районе путешествия, летней ночью у реки она крайне редко опускается ниже +5, поэтому выбираем спальный мешок так, чтобы эта температура входила в пределы зоны комфорта, это плотность утеплителя 200–250 г/м2.
  Спальные мешки бывают следующих видов – это одеяло, одеяло с подголовником и кокон. Для летнего похода хорошо подходит спальник-одеяло с подголовником, в таком мешке просторнее и легче, если холодно – можно закутаться с головой, а если жарко – то спальник можно полностью расстегнуть и превратить его в одеяло. У некоторых моделей спальный мешок может быть соединён с другим спальником с противоположным расположением молнии.
  В качестве дивана мы используем обычные теплоизолирующие коврики, единственное назначение которых понятно из названия. Поэтому тельце поначалу проявляет недовольство и в настойчивой форме требует надувной матрац или, на худой конец, самонадувной коврик. Голове повезло больше, для неё предусмотрена самонадувная подушка, очень удобная штука.
  При подборе одежды стоит обращать внимание на прочность, практичность и удобство, желательно так же придерживаться соответствующего стиля, а то в black & white может быть не очень удобно, да и выглядеть будете как-то неорганично. Необходимо иметь минимум два комплекта одежды и обуви – первый комплект будет для суши, а второй, соответственно – для сплава. Так как на реке много времени проводишь в плавках и майке, да и то, чтобы не обгореть, то особой необходимости в высокотехнологичной одежде с мембраной нет, что существенно упрощает задачу. Если есть склонность к обгоранию, то нужно взять светлую рубашку с длинным рукавом, широкие лёгкие светлые брюки и панаму с широкими полями. Для защиты от дождя хватит лёгкого плаща, но на случай резкого захода погоды (иногда бывает и такое, особенно в последнее время) можно взять ещё простой водонепроницаемый костюм и комплект тёплой одежды с тёплыми носочками:)
  Из снаряжения ещё обязательно потребуются: хороший топор, сапёрная лопата (лучше складная), цепная пила, нож, универсальный складной нож, верёвка, точилка, фонарики, гермомешки, сиденья (можно самонадувные). Для кухонных нужд берём треногу, пару котелков и посуду, при желании можно прихватить портативную газовую плитку. Воду для питья набираем из родников, когда они попадаются на пути, или фильтруем с помощью бактерицидного фильтра Аквафор В300. Ну а дальше остаётся закупить продовольствие (да побольше, побольше), и можно начинать упаковывать вещи.
  Байдарку Таймень-2 можно паковать в двух вариантах; в одну большую упаковку-рюкзак или по старой схеме, в два упаковочных мешка: большой (рюкзак) и малый (карандаш). Мы вернулись к старой схеме, так проще перевозить в автомобиле. Только цевья вёсел и треногу пакуем в малый мешок, а спальники, в разложенном виде, помещаем в большой. Для упаковки остального снаряжения используем простой мягкий рюкзак из брезента, объёмом сто литров. При укладке рюкзака надо только соблюдать одно правило: в нижнюю часть помещаются лёгкие вещи, а более тяжелые следует размещать выше и ближе к спине, при такой компоновке немного повышается центр тяжести, и рюкзак ровно располагается на спине.
  Когда всё подготовлено, проверено и упаковано, можно окончательно определяться с маршрутом. Развитая дорожная сеть позволяет подъехать к реке практически на всём протяжении, поэтому с доставкой к месту особых проблем не будет. Да и выбраться можно практически из любой точки, ведь большинство населенных пунктов связано автобусным сообщением с районными или областными центрами, поэтому будет очень полезно иметь в наличии подробную топографическую карту местности.
  По возможности стоит максимально удлинить своё пребывание на реке, так как после одичания (здесь сроки индивидуальные) начинается весьма интересный процесс: с каждым дополнительным днём увеличивается качество похода и приход от него. Обычно мы стараемся провести на реке не меньше месяца (хотя не отказались бы и от двух), и можем точно сказать, что вставляет очень конкретно. Здесь стоит отметить, что к спортивному сплаву и рекордам наши походы отношения не имеют, просто гребём в своё удовольствие, особо не напрягаясь, ведь если удалось воткнуться в тему подобного похода и прочувствовать Дух Воли, то уже сложно остановиться.
  Теперь, когда всё окончательно решено и готово, можно смело выдвигаться на реку, кстати, не забываем дома голову, очень полезный предмет, иногда может пригодиться. Так же желательно выработать привычку проверять место стоянки перед отплытием, дабы не забыть что-нибудь ценное из снаряжения. А дальше всё просто – садитесь в байдарку, гребёте, созерцаете и получаете от похода только удовольствие.
 

Дальше >
 

 

Samolёt 2010-2021 для связи: mesto100@yandex.ru