Хопёр  
   

     Фотоальбом      Картография     Притоки Дона
Friends       На первую
           

    Река Хопёр имеет длину примерно в 980 километров и является одним из самых заметных и значительных притоков Дона. Местность, по которой течет Хопёр очень живописна и имеет преимущественно холмистый характер. Правый берег обычно высокий, изрезанный оврагами, левый – низменный. В долине реки находится много стариц и озёр, которые обычно имеют вытянутую параллельно основному руслу форму, однако, со временем они мелеют и приобретают округлую форму.
  Почти на всём своем протяжении Хопёр течет в песчаном русле, лишь иногда встречаются участки с глиняными перекатами и каменистым дном. Река Хопёр отличается спокойным течением, на ней встречается много отличных песчаных пляжей, а по берегам почти непрерывно тянутся красивые леса, плюс на реке практически отсутствуют препятствия. Всё это делает Хопёр идеальным и очень привлекательным для похода на байдарке, а большая протяженность реки и развитая дорожная сеть позволяют выбирать различные варианты маршрутов.
  Хопёр берёт начало в центральной части Пензенской области между сёлами Ивановка и Кучки, где несколько ручьёв сливаются в одно русло и образуют реку, узкую, но уже глубокую, по берегам которой растут густые заросли ивы и бурьяна. Ручей, начинающийся перед селом Кучки из двенадцати родников, считается официальным истоком, здесь установлен знак и памятник деду Хопру. Правда, по канонам гидрографической науки истоком реки считается самый протяженный из ручьёв, который течёт от Ивановки, но в данном случае это не столь принципиально.
  Теоретически начать поход можно сразу от официального источника, особенно, если идти на каяке. Но на практике придётся столкнуться с завалами из поваленных деревьев, отмелями, низкими мостами, да и река в некоторых местах бывает довольно узкая. Поэтому, если нет желания особо напрягаться, то выше села Пановка забираться не стоит, а ещё лучше начать поход от села Секретарка, тогда не придётся шаркать дном и путаться в кувшинках и карягах. Хотя всё зависит от цели похода, ведь если есть топор, пила и упорство, то для байдарки не существует непроходимых участков, где нельзя пройти, можно обнести или на худой конец - телепортироваться.
  По большой воде можно попробовать забраться выше, и начать поход от села Телегино, река здесь довольно быстрая, извилистая, на берегах и в русле встречаются валуны. За селом Бекетовка начинаются прибрежные леса. После села Пановка в Хопёр впадает река Колышлей, немного ниже начинается обширная полоса леса, подходит высокий обрывистый берег, поросший сосняком. Места здесь красивые и довольно дикие, иногда встречаются завалы из поваленных деревьев, но пройти можно. После устья Туманейки растёт ивовый лес с примесью сосны. Стоянку тут найти несложно, местность вокруг также довольно дикая.
  Дальше по течению к реке выходит село Секретарка, которое тянется вдоль берега, после села идет безлесный участок, но недолго, затем река снова входит в лес. Отсюда начинается очень интересный и живописный участок реки, на котором находится знаменитое на всю округу урочище "Глинища" и Лукашина круча. После слияния с Сердобой (урочище "Спорная") русло Хопра становится шире, а скорость течения увеличивается. Кстати, начать поход можно и по Сердобе. Ниже устья идёт высокий и холмистый правый берег, а левый – пойменный, поросший густым лесом. На этом участке вполне возможны завалы из подмытых деревьев.
  4 августа 2010.  Маршрут похода: село Гранки (Пензенская область) - река Дон. В этом году поход решили начать от села Гранки, что в Пензенской области, хотя в  первоначальном варианте хотели забраться повыше, но из-за низкого уровня воды делать этого не стали. Пойдём опять вдвоём с Батхедом, остальная подписка перед началом похода по обыкновению скинулась, сославший на неотложные дела космического масштаба и космической же глупости, наверное зря, хотя это уже их сексуальные трудности.
  Место высадки оказалось очень удобным, хороший спуск к воде, недалеко небольшой сосновый лес, рядом течёт ручей с чистой водой. В общем, место оказалось чудесным, поэтому решили немного здесь зависнуть. День прошёл довольно банально, всё свелось к распитию пива в тени сосен, да периодическому купанию.    
  5 августа.  Победив жуткий расслабон, приступили к сборке байдарки, к обеду кое-как осилили. Всё-таки место оказалось коварное, засесть здесь можно всерьёз и надолго, но постараемся этого не делать. Ближе к вечеру немного разошлись, даже совершили прогулку с осмотром окрестностей 
  6 августа.  После восхода Солнца стало понятно, что день будет жарким, поэтому на берегу решили долго не задерживаться, быстренько собрались и после восьми двинулись в путь. После пары поворотов подошли к высокому берегу, здесь река сильно поросла травой  и стала немного шире и заметно мельче, через несколько отмелей пришлось идти пешком, хорошо, что после отхода высокого берега отмели исчезли. Дальше идут довольно дикие места, пляжи почти не встречаются, хотя благодаря песчаному дну проблем с купанием нет, пристал  к берегу в любом месте, да купайся.
  В районе Беково, сразу за капитальным автомобильным мостом, стоит разрушенная плотина, которую снесло паводком. Обносить решили по правому берегу, так как на левом хаотично навалены плиты. Во время обноса плотины бодренько и без палева подошла гроза, которая значительно ускорила процесс обноса, правда, гроза особо не задела, только дул очень сильный ветер, поломавший несколько деревьев. Дальше ещё один мост, проход под ним хороший. После моста идут хорошие стоянки, найти свободную не проблема. Встали немного ниже Беково, на границе с Саратовской областью, на правом берегу в уютном лесочке. Здесь ветер поломал с десяток деревьев, всё-таки хорошо оказаться в нужном месте в нужное время. 
  7 августа.  Решили зависнуть на денёк, половить рыбку, местечко довольно перспективное, да и от пива надо избавиться, чтобы запас не тянул. Чутьё не подвело, обед был рыбный. После обеда увидел гадюку Никольского, довольно редкий вид, отдать должное вела себя прилично, проползла с другой стороны палатки, да скрылась в кустах. Змеи здесь встречаются довольно часто, всё-таки лесная река, поэтому под ноги смотреть совсем не повредит
  8 августа.  Двинулись дальше. В районе села Чадовка через реку насыпали временную дамбу, наверное для водозаборных целей, так как рядом стоит насоска. Остался лишь узкий проход справа, но прошли нормально, даже с ускорением. В селе Нестеровка находится автомобильный мост, проход под ним свободный, хотя по большой воде могут быть трудности, всё-таки низковат. В селе Свищевка на берегу стоит старая мельница, видны остатки плотины, проход свободный.
  Река сильно поросла водорослями и обмелела, поэтому приходится много маневрировать. Правда, всё равно не помогло, наскочили на подтопленное бревно, хорошо замаскированное травой, сели плотно, пришлось прыгать в воду, чтобы аккуратно снять байдарку. Проплыв немного, заметили в лодке воду, поэтому пришлось пристать на первом пляже, прямо перед железнодорожным мостом линии Москва – Саратов.
  Пробоина оказалась довольно большой, рядом со стрингером, поэтому проклейка не помогла, вот основной недостаток оболочки из ПВХ, резиновая скорее всего выдержала бы. Так как было ещё довольно рано, то решили быстренько заклеить оболочку, да двинуться дальше. Сначала хорошо зашил пробоину обычными нитками, тонкая иголка хорошо прокалывает материал оболочки, затем наклеил на прозрачный Момент заплаты; с внутренней стороны из ПВХ, а снаружи – лентой для проклейки швов, прикатал кружками и всё. Через полчаса спустили байдарку на воду (кстати, заплата успешно продержалась весь поход), да пошли дальше.
  После железнодорожного моста обычно начинают поход от станции Вертуновская, немного ниже есть подходящее место для сборки. Хотя станция находится рядом, при желании можно дойти пешком, местные водилы сильно наглеют и дерут за свои услуги, поэтому стоит хорошо поторговаться.
  В селе Зубрилово будет ещё одна разрушенная плотина, пройти свободно можно по стрелке, ближе к левому берегу. Дальше идёт большая дуга на которой совсем нет стоянок, поэтому пришлось хорошенько погрести. Но для этого участка реки это обычное явление, так как хорошие стоянки с удобным выходом на берег и ровным местом для палаток встречаются редко. Встали уже после захода Солнца, на левом берегу, в сосновом лесу, перед селом Чиганак, чуть ниже есть ещё одна обустроенная стоянка.
  9 августа.  Двинулись дальше, с местами для стоянок опять не густо, только при приближении к автомобильному мосту трассы Тамбов – Саратов, у деревни Потьма по обоим берегам реки появляется несколько стоянок с песчаными пляжами. Прошли мост , немного ниже сваи разрушенного моста, проход свободный, только надо немного внимательности. Дальше есть база, где нам предлагали остановиться, так как дальше со стоянками опять туго. Перед селом Гривки начинается длинный участок, на протяжении которого нет мест для стоянок, оба берега в густых ивовых зарослях.
  Хорошая обустроенная стоянка будет возле села Ключи, расположена на высоком берегу с красивой панорамой. Здесь местные жители предлагали купить молока и прочих продуктов, но узнав, что мы не москвичи, как-то быстро потеряли к нам интерес. Ниже ещё есть несколько капитальных стоянок, но у них глиняный выход, и они обычно заняты.
  Встали перед селом Красная Звезда, на левом берегу, где есть выход песка, место оказалось уютным и достаточно диким, видно подъезд не очень, чуть ниже впадение Старого Хопра. Река здесь широкая, течения нет, есть где поплавать.  
  10 августа. Двинулись дальше, до Перевесинки есть несколько пляжных выходов, так что при желании есть где приткнуться. Произвели затарку в селе Перевесинка, выходили у автомобильного моста, но до магазина далеко, правда, Батхед на обратном пути поймал попутку, поэтому вернулся довольно быстро. Перед мостом русло сужается, поэтому течение довольно сильное, есть несколько быстрин, требуется немного внимательности, проход моста по левому берегу, дальше река снова расширяется. По берегам снова идут места, не очень удобные для стоянок. Ниже села Колычево река сильно разливается, образуя широкий водоём, это Гусиное озеро, на левом берегу, при выходе реки из озера есть неплохая стоянка.
  В районе Агеевки, увидели очень хорошую стоянку на левом берегу, где выходит сосновый лес, подъезда на машине к ней нет, и такое место оказалось свободным, поэтому решили остановиться, хотя было довольно рано. Всё-таки хорошее сейчас время на реке, людей значительно меньше, чем в июле. Ужин был скромным - пиво с жёлтым полосатиком, цинизм конечно.
  11 августа. Двинулись дальше, хотя уходить из такого места не хотелось, но расслабляться ещё рано, маршрут всё-таки длинный.  В районе Красного Яра река сильно сужается, здесь расположены деревянные сваи старого моста, но проход свободный, дальше река расширяется, по обоим её берегам идут песчаные пляжи. В районе Трубетчино решили искупаться на небольшом пляжике, вода очень прозрачная, стоишь по шею и видишь пальцы на ногах. В кустах нашли хороший спиннинг и коробку с воблерами, видно рыбаки были очень сильно в гамино, раз оставили такие подарки, спасибо.
  В районе села Турки (ударение на и) русло реки сильно сужается, скорость течения усиливается, есть несколько островков. После будут остатки старой плотины, пройти можно по правому берегу, из-за низкой воды на дне видны остатки бетонной конструкции, не хотелось бы на такое напороться. Дальше деревянный автомобильный мост, прошли по крайнему правому пролёту.
  Дальше река резко поворачивает влево и входит в лес, отсюда начинается довольно интересный и красивый участок реки. Русло здесь узкое и река сильно петляет, поэтому появляется много песчаных пляжей, на которых можно найти хорошую стоянку, в общем, до Аркадака проблем со стоянками нет. В русле много поваленных и подтопленных деревьев, приходится много маневрировать, чтобы не наскочить на них, запросто можно кильнуться. Остановились недалеко от Аркадака, под высоким правым берегом, в светлом лиственном лесочке.
  12 августа.  Сегодня решили остаться, уж место слишком интересное, стоит осмотреть окрестности получше. Заодно испробовали новый спиннинг, правда, клёва не было, поэтому на рыбалку очень скоро забили. 
  13 августа.  Двинулись дальше. Да Аркадака идёт длинная дуга, мелко, встречаются перекаты. В Аркадаке строят новый автомобильный мост, сейчас в его качестве используют выведенный из эксплуатации старый железнодорожный мост, построенный в 1902 году. Через пару километров стоит новый железнодорожный мост, на правом берегу недалеко есть платформа, отсюда на электричке можно добраться до Ртищево.
  Дальше идут повороты, много пляжей, правда, после впадения реки Аркадак вода становится мутной, но после, благодаря течению, постепенно очищается. Перед селом Летяжевка идёт длинная дуга, на которой есть несколько каменистых перекатов, ниже села идут повороты, и снова появляются места удобные для стоянок. Хотя насчёт стоянок можно особо не беспокоиться, в течении часа, всегда можно найти себе местечко, если смотреть внимательно.
  Погребли сегодня душевно (впрочем, как и всегда), еле остановились, если бы не дуга прямо по курсу и заходящее Солнце, то гребли бы дальше. Остановились на пляже на повороте к высокому берегу, перед селом Пады. Немного пообщались с местными рыбаками, да помогли стащить Казанку в воду, удивительно, но по песку она скользит довольно легко.
  14 августа.  Под утро помогли байбакам затащить лодку обратно, за участие в процессе нас угостили щукой, несмотря на небольшой улов. На пляже отсутствует хорошая тень, поэтому сборы были достаточно бодрыми. На дуге прошли пешеходный мостик, под правым берегом, дальше на повороте есть хороший обустроенный пляж от какого-то санатория, даже дежурят спасатели. До Арзянки идёт довольно дикий участок, мест для стоянок не много, но подыскать хорошую можно проблем, главное не проскочить.
  Дальше по течению начинаются обжитые места, в субботу это особенно заметно, сразу чувствуется приближение к Балашову, по берегам встречаются базы отдыха. На одной из баз были атакованы пьяными русалками, с большим трудом удалось отделаться. После большого песчаного яра с сосновым леском наверху, есть несколько перекатов, пройти можно ближе к берегу. Пляжи и хорошие выхода плотно обсижены отдыхающими, тут  уж точно не пристать, а на реке навалом моторок.
  Как это ни странно, тем более для субботы, хорошую стоянку (жаль только рано) удалось найти непосредственно перед Балашовым, прямо напротив села Хопёрское, в очень интересном сосновом лесочке, правда, подъём высокий, но такая стоянка того стоила. От строений напротив хорошо закрывает небольшой островок с деревьями, да и есть где поплавать, в общем, зависли не раздумывая, плохо только гребной день оказался недолгим.
  15 августа. Лес вокруг стоянки оказался большим и красивым, с удовольствием прогулялись. Прямо сразу после отплытия, в деревне зазвучала траурная музыка, вот как иногда бывает. Под автомобильным мостом остановились для закупки, магазин рядом, так что управились быстро. Дальше есть старый автомобильный мост, теперь пешеходный. После железнодорожного моста река резко уходит вправо. После него идут хорошие стоянки по левому берегу, на них из города добираются на моторках.
  В районе Пионеровки правый берег открытый, здесь опять массовые купания. После идёт невысокий автомобильный мост, проход под ним свободный, только немного мешают поваленные деревья. Затем река снова входит в лес, русло здесь сильно петляет, и как следствие, большое количество пляжиков, есть где остановиться. После Николаевки по правому берегу выходит высокий яр, поросший сосновым лесом. Дальше длинная дуга с отмелями, пару раз чуть не сели, и это с такой осадкой, всё-таки в этом году уровень воды очень низкий. На стоянку стали перед селом Алмазово, в очень интересном месте, на небольшом пляже под деревьями. На ужин распили пиво, немного пошоркались, да легли спать.
  16 августа. Рано утром решил заняться рыбалкой, удалось взять пару щук, сегодня точно не поплывём. Пока занимался готовкой, Батхед сходил за пивом. Ближе к вечеру занялись осмотром окрестностей, местность оказалась интересной и довольно дикой. Вечером посидел с спиннингом, но на этот раз клёва не было.
  17 августа. Двинулись дальше, немного ниже стоянки есть мост, стоящий под углом к течению, при его проходе немного сносит к сваям, потребуется немного внимательности. После открытого участка по правому берегу, река снова входит в лес, здесь много поворотов с пляжами, местность дикая. После река выходит к высокому открытому левому берегу, затем поворот, на нём хороший пляж.
  Дальше, до села Большой Карай, со стоянками не густо, попадётся несколько, но они обычно заняты. В конце села есть разрушенная плотина ГЭС, здесь только обнос, по правому берегу. После плотины, на повороте, встретили на стоянке байдарочников из Воронежа. От них узнали, что проход через Хопёрский заповедник закрыт, из-за пожарной обстановки, но грузиться особо не стали, на месте посмотрим. Дальше идёт дуга, левый берег открытый, стоянок нет, затем пара поворотов, здесь и зависли, на левом берегу есть хороший выход.
  18 августа.  Двинулись дальше, местность после стоянки довольно дикая, стоянки есть, некоторые заняты рыбаками, но приткнуться всегда можно. На плаву встретили группу на резиновых лодках, идут из Балашова, давно, очень давно. Выпили за компанию прямо на воде, приняли презент, в виде сушённой рыбы, да пошли потихонечку-помаленечку.
  Дальше река выходит к высокому открытому правому берегу, здесь стоит село Губари, значит, уже Воронежская область. За автомобильным мостом, проход под ним хороший, по левому берегу тянется пляж, плотно забитый купающимися, здесь немного задержались, для участия в паре фотосессий. У Макашевки идёт яр с очень крутым поворотом, почти по кругу. Дальше будет участок довольно дикой местности. У села Горелка река подходит к высокому левому берегу, здесь длинная дуга. На повороте, сразу после дуги остановились на стоянку, на правом берегу.
  19 августа.  Утром прошёл небольшой дождик, но очень быстро вышло Солнце и всё просушило. Значит, нет повода оставаться на месте, хотя с таких стоянок уходить всегда не хочется. Ниже места стоянки начинается дуга, которая плавно переходит в другую, местность обсижена, сказывается наличие автомобильного моста в селе Третьяки, где проходит трасса на Саратов. За селом река снова входит в лес, местность здесь относительно дикая, стоянок не очень много. У села Пески русло раздваивается, проход по правому, дальше низкий деревянный мост, сейчас прошли свободно, хотя раньше проходила только байдарка и то впритык, уровень воды стал заметно меньше.
  После моста идёт участок с невысокими берегами, вокруг растёт уютным лесочек, русло здесь узкое, много поворотов. На одном из поворотов увидели косулю, вышедшую на пляж, а так как были в дрейфе, то подплыли к ней очень близко, веслом можно дотянуться, очень неожиданная встреча. Дальше по левому берегу идёт открытая местность, урочище Займище, здесь и остановились, под дубками. Пока устанавливал палатку, Батхед от нечего делать закинул спиннинг, и на первой же проводке взял судака, вот как иногда бывает. Пришлось заморачиваться с готовкой.
  20 августа.  Двинулись дальше. По пути встречаются повороты с небольшими пляжиками. В районе села Калинино пошёл дождь, переждали на берегу, под склонённым к воде дубом. Как быстро зашла погода, ведь с утра было всё иначе. При выходе на открытый участок видно Калинино, здесь есть деревянный мост, проход хороший. Дальше будет несколько хороших стоянок, все оказались свободны, даже как-то странно.
  После железнодорожного моста у Поворино идёт длинная дуга к селу Рождественское, стоянок нет. Здесь подул очень сильный встречный ветер и подошёл дождь, пришлось выходить в камышах и пережидать на берегу (больше из-за ветра), хорошо прошёл быстро и немного стороной. В Рождественском есть очень хитрый мост; сначала идут старые сваи, затем новый мост из железнодорожных платформ, сразу за ним полуразрушенный мост из шпал, проход по левому берегу. Дуга заканчивается парой резких поворотов и река входит в лес. Дальше идут хорошие стоянки, но в выходные здесь лучше не ходить, всё забито отдыхающими. Но сегодня все места свободны, погода помогла. Остановились в районе кордона Трухин на правом берегу, место просто изумительное.
  21 августа.  Утром было плюс семь и дул сильный холодный ветер, поэтому решили зависнуть на месте. После обеда занялись любимым делом - изучением окрестностей. Сходил на кордон, он оказался давно заброшен, там набрал виноград и сливу, витамины совсем не повредят.
  22 августа.  Погода наладилась, можно выдвигаться. На пути постоянно встречаются стоянки, видно, что местность обжитая, близость Борисоглебска сказывается. На впадении Вороны остановились, надо пополнить запасы. Одолжил у местного рыбака велосипед, поэтому закупился быстро.
  После впадения Вороны русло стало заметно шире, а вода сразу потеряла прозрачность. За автомобильным мостом на Волгоград река входит в большой лесной массив. Теперь характер реки меняется, появляется размах, повороты стали длиннее, пляжи заметно больше. Остановиться решили на хорошем пляже перед кордоном Строенский. Местечко интересное, недалеко растут большие дубы, очень старые, лет под двести. После захода хорошо посидели на поваленном дереве, попили пивка с сушённой рыбкой.
  23 августа.  Идём дальше, на пути попадается много хороших мест для стоянок, никого нет, видно попали в межсезонье. Справа подходит высокий берег, вокруг очень красиво. Как-то незаметно оказались у границы заповедника, на входе прошли незаметно, видно дух реки отвёл глаза охране. В заповеднике хорошо, человекообразные отсутствуют, следов их пребывания совсем не видно. Остановились на пляже, за парой поворотов до кордона Кутиха.
  Через час вверх по течению прошла охрана заповедника, трое в Казанке и собака. Были очень удивлены нашим присутствием, но недолго, после начали домогаться, типа встали в не разрешённом месте, проход без разрешения, грозили явить нам большой штраф. В ответ мы выразили типа очень сильное удивление, мол в седьмом году ходили, а пропуск выписывали после, когда доходили до Варварино. В итоге, разошлись мирно. 
  24 августа.  Утром мимо проплыли те же лица, остались довольны тем, что мы отходим, как и обещали. Пожелали друг другу удачи, да двинулись дальше. Через пара поворотов подходит высокий правый берег, перед ним впадает река Карачан. Дальше несколько длинных дуг и Варварино. Здесь нас уже поджидал чел (видно подумали, что можем так же незаметно выйти из заповедника), который довёз до конторы на машине. Заплатил за пропуск по четыреста рублей с рыла, узнал, что витают мысли о полном запрете на проход по реке, прямо злодеи какие-то. Да, времена уже не те, раньше как-то проще было, так что, на будущее лучше предварительно заглянуть на официальный сайт заповедника. Решив вопросы, заглянул в местный музей, затем зашел в магазин, да двинул к реке. Теперь с чистой совестью идём дальше. Так как к официально разрешённой стоянке подошли рано, то решили идти дальше, на выход из заповедника, на волю. Ближе к заходу Солнца подошли к границе заповедника перед Новохопёрском. Прошли автомобильный мост, да стали искать стоянку. Остановились на левом берегу, даже был выбор, так что подобрали самую чистую, даже со столиком. За ужином выпили за светлое будущее заповедников и торжество разума.
  25 августа.  Двинулись дальше, теперь лесная зона закончилась, пошли степные просторы. Здесь Хопер широкий, один из берегов низкий, поэтому есть где разгуляться ветру. В жаркую погоду ветер бывает очень часто, начинается с утра, постепенно усиливается к обеду и затихает ближе к вечеру.
  После железнодорожного моста идёт отмель, в очередной раз сели на ней, пришлось делать проводку, но по хорошему песку пройтись приятно. Немного ниже впадает Савала, дальше идёт длинная дуга, стоянок на ней нет, впереди Волгоградская область. В Михайловской стоит понтонный мост, перед ним старые сваи, прошли по крайнему правому пролёту, здесь нет свисающих тросов. Дальше идут стоянки, но они обычно бывают заняты, особенно в выходные дни.
  После впадения Касарки идут дикие места, стоянок на этом участке нет. Хорошую стоянку нашли после турбазы Хопёр. Можно было встать прямо на пляже, но из эстетских соображений остановились напротив, на высоком правом берегу.
  26 августа.  После стоянки будет несколько поворотов с пляжами, есть где остановиться. Дальше идёт длинная дуга на Котовский, после поворот на Урюпинск, справа будет пляж, можно остановиться. Перед Урюпинском пошёл дождь, встретили на воде, накинув дождевики. После автомобильного моста перестал. Дальше будет понтонный пешеходный мост, перед ним старые сваи и омут, проход есть только в центре моста. Сразу за ним ещё старые сваи и сильное течение с резким свалом, взяли немного правей, здесь проход свободный.
  Дальше река входит в лес, стоянок здесь много, поэтому даже в выходные можно найти подходящее местечко. Этот участок излюбленное место рыболовов, здесь есть много ям с названиями, так что рыба водится. Хорошую стоянку нашли под высоким левым берегом, перед Кривевским. Немного посидел с удочкой, но клёва не было, видно перемена погоды сказалась
  27 августа.  Утром изучили окрестности, местность интересная, на высоком берегу растёт сосновый лес, с него открывается хороший вид на другой берег. После раслабленного обеда пошли дальше. Виды на реке открываются интересные, перед Луковской подходит высокий правый берег с меловые склонами, поросшими лиственным лесом, и голыми вершинами, а на реке встречаются хорошие пляжи, есть где остановиться.
  После идёт небольшая дуга, за ней резкий поворот, здесь есть где стать, дальше длинная дуга на Захопёрский, там будет понтонный мост, очень ухоженный, даже с леерными ограждениями. Прошли по левому пролёту, проход свободный, по берегам есть деревянные беседки, всё очень ухоженно. Прошли ещё немного и остановились на правом берегу, после впадения ерика Медвежий.
  28 августа.  С утра было пасмурно, поэтому решили зависнуть на денёк. После обеда приступили к изучению местности. На высоком берегу когда-то рос сосновый лес, но после давнего пожара уцелело лишь немного сосен. Вообще, пожары - бич для данной местности. Сегодня увидели густой столб дыма на другом берегу, горело сильно, даже прилетал самолёт для тушения, к вечеру вроде бы затушили.
  29 августа.  Сегодня дует сильный встречный ветер, на яру через нас даже прошёл совсем небольшой смерч, сильно качнул байдарку и забил глаза песком. По берегам попадаются настоящие дубовые лодки-долблёнки, по виду очень старые, но ещё держатся. После впадения Старого Хопра наблюдали распространение пожара на правом берегу. Какие-то рыболовные ебланы упустили костёр, а сильный ветер раздул огонь, который быстро распространился вокруг, даже проплывать мимо было жутковато.
  В Тишанской будет мост, прошли его посередине. Дальше идут плавные дуги, с такими же поворотами, хороших, к тому же свободных стоянок немного. После Красновского к реке вплотную подходит высокий правый берег, поросший густым лесом. Стоянку нашли прями на дуге на левом берегу, немного ниже Подпесочного.
  30 августа.  Движемся дальше. После нескольких плавных длинных дуг подошли подошли к реке Бузулук. Зашли ненадолго в реку, искупались, вода в ней прозрачная и чистая, с минеральным привкусом, сразу видна разница. На выходе из реки увидели пару стерлядей, прошли с ними немного параллельными курсами, загрузно. Ниже слияния стоит капитальный автомобильный мост. После Титовского к реке снова подходит высокий правый берег, местами видны выходы камня. Дальше идут небольшие плавные дуги, с плавными поворотами, встречаются весьма хорошие стоянки. Ниже Аржановской увидели хороший выход на берег, здесь и решили остановиться.
  31 августа.  Ночь была очень холодной, сказалась близость луговины. Во время прогулки нашёл густые заросли ежевики, во время сбора ягоды неожиданно пересёкся с лосём, вот уж кого не ожидал здесь увидеть. С отплытием немного задержались, что-то очень расслабились. В Зотовской сделали закупку, да двинулись дальше. Характер реки не изменился, плавные дуги и повороты, местами подходит высокий берег, в общем, спокойная умиротворённая гребля. Остановились где-то в районе Кругляковского, на левом берегу в тополином лесочке.
  1 сентября.  С утра подул очень-очень сильный ветер, зависать не стали, похоже это разборки циклона с антициклоном, длиться может долго. После прохода яра ветер перешёл на встречный курс, но делать нечего, теперь только вперёд. Идём ближе к берегу, по ветровой тени, волны движутся в хаотичном беспорядке. Подошли к новому руслу, по сравнению с седьмым годом оно стало заметно шире, а старицу замыло. До этого Хопёр проходил мимо большого яра с огромным пляжем, теперь там старица, интересно наблюдать за изменением русла.
  Подошли к Слащевской, она стоит прямо на берегу, ветер не утихает. Здесь появились дамбочки, каменные навалы, идущие от берега к фарватеру, следы былого судоходства, от которого больше ничего не осталось. Через пару поворотов будет капитальный автомобильный мост, последний на Хопре. Чуть ниже река упирается в правый берег, здесь есть небольшой выход гранита. С берега открывается хорошая панорама, но сегодня видимость плохая, поднялась пыль. Дальше длинная дуга, стоянки только по левому берегу, но они очень обжитые. На повороте перед впадением Кумылги ветер разогнал большую волну, а тут ещё две дамбочки обходить, с трудом добрались до впадения, всё виснем. Ветер дул всю ночь, но под защитой деревьев было уютно.
  2 сентября.  Утром натянуло плотную облачность и продолжал дуть ветер, но направление было боковое, поэтому решили двинуться дальше. Местность после впадения относительно дикая, небольшие поселения находятся только на высоком правом берегу, левый берег не заселён, здесь находится Кумылженский заказник. Река течёт в основном по длинной дуге вдоль высокого берега, лишь иногда отходит в сторону, делая плавные повороты. Стоянки попадаются редко, но найти местечко можно.
  Перед Букановской высокий берег уходит в сторону, а река поворачивает влево. Дальше река сильно петляет, здесь находится много больших песчаных пляжей, встать можно где угодно. Остановиться решили на правом берегу, в районе Заталовского, под большими тополями. Это территория природного парка Нижнехопёрский.
  3 сентября.  Утром продолжал дуть сильный ветер, но хоть небо чистое, значит, пока раздувает. Двинулись дальше, ветер встречный, волна серьёзная, ниже есть ещё парочка хороших пляжей. На повороте попали в небольшое затишье, но это лишь временно. Ещё пара поворотов, и впереди показался Дон, с трудом пробираемся к устью. Вошли в Дон и столкнулись с чудом, ветер перешёл на попутный, спасибо Дону за подарок. На попутной волне дело пошло веселее, и мы довольно резво добрались до впадения Медведицы, где и зависли. До Серафимовича осталось чуть-чуть, а из него уже можно выбраться автобусом до Михайловки или до Волгограда. Навигацию 2010 года можно считать законченной, поход в очередной раз удался на славу, и получился очень увлекательным и познавательным. 
 
 

Притоки Дона
 

 

Design - Samolёt   2010-2017 для связи: mesto100@yandex.ru