Нижний Дон  
   

     Верхний Дон      Средний Дон     Притоки Дона
  Фотоальбом     Картография     На первую     
          

     7 сентября.  В районе стоянки высокий берег немного отходит в сторону, уступая место небольшому и очень уютному лесочку. С утра, как обычно, немного осмотрели ближайшие окрестности, во время прогулки в таких местах главное не забыть вовремя повернуть назад, а то можно незаметно уйти очень далеко и надолго. После помогли девчонкам разобрать байдарку, к сожалению, они сегодня выбираются в Волгоград, вызвали в срочном порядке (с помощью мобильника, везде найдут), загрузили вещи в подъехавшую машину, да потихоньку двинулись дальше. Сегодня вышли после часа, почти по распорядку.
  Обычно принято отплывать намного раньше, иногда даже с первыми лучами Солнца, после небольшого перекуса, чтобы не грести по жаре, а готовить основательную еду и отдыхать в районе полудня, в тени деревьев. Но на Дону, да ещё в конце лета, это не столь актуально, к тому же жара, на наш взгляд, лучше переносится на воде.
  Теперь пойдём по хорошо знакомому маршруту. Когда проходили здесь во второй раз, то были опасения, что будет, не так интересно, но они оказались совершенно напрасными. На реке интересно всегда, тем более становишься на новых местах, всегда открываешь что-то новое, да и река каждый год хоть немного, но меняется. После плавного поворота к реке снова подходит высокий берег, здесь, на небольшой высоте, прямо из обрыва течёт небольшой родник.
  После трёх подошли к впадению очень интересной реки Медведица. На реке находится превеликое множество отличных песчаных пляжей, встречаются даже абсолютно дикие, поэтому приходиться проявлять силу воли, чтобы двигаться дальше. Рыбалка на Медведице тоже отличная, особенно хорошо идёт голавль. Единственным недостатком на реке являются местные жители, проявляющие после употребления шульмека (по верхам, некоторые эстеты, даже настаивают сей продукт на полыни), слишком большой интерес к проплывающим по реке предметам, а так как река неширокая, то невольно с ними пересекаешься. Но к этому быстро привыкаешь, тем более, в отличии от своих недалёких предков, по лианам не прыгают, да и какашками не кидаются. Иногда даже пытались угадать, что проорут на этот раз, в хитах была фраза: Динамо бежит? Приходилось чуток огорчать: Динамо - динамит. На Дону с подобными встречами проще, если есть желание, то можно очень долго ни с кем не пересекаться, пока позволяет запас продовольствия.
  Дальше, по плавной дуге Дон подходит к городу Серафимович, расположенному на высоком берегу, здесь часто завершают поход и выбираются через Михайловку, где находится железнодорожная станция. Раньше устье Медведицы было напротив города, и он назывался Усть-Медведецкий, сейчас с берега видна оставшаяся старица. Здесь через реку перекинут автомобильный мост очень интересной конструкции, которая зрительно делает его очень лёгким.
  Остановились на стоянку на левом берегу, немного не доходя до хутора Бобровский второй, в небольшом лесочке. Недалеко нашли стоянку с следами недавнего пожара, в этих местах с огнём стоит быть поосторожней, всё очень сухое и вспыхивает на раз. Поэтому костёр желательно жечь в ямке, да и вода при таком способе закипает намного быстрей, и дров требуется меньше. 
  8 сентября.  Утро выдалось тихим и ясным, на небе ни облачка, только на горизонте тянулся шлейф дыма от далёкого пожара. Прогулка сегодня получилась лесная, места здесь оказались очень интересными, впрочем, других пока ещё не встречали. Если сложить количество, пройденных по суше километров, то получается ещё один похода. После Бобровского река сильно изменилась, появились протяжённые отмели, которые приходится обходить, будто идём на большом корабле, на повороте даже позорно сели на мель, пришлось делать проводку. После станицы Распопинская к реке вплотную подходит высокий берег, здесь поднялся сильный ветер, но так как к нему уже привыкли, то теперь он воспринимается как лёгкий освежающий ветерок, хотя движение немного тормозит.
  По пути встречается много хороших свободных стоянок, даже досадно проходить мимо, в разгар летнего сезона такого выбора не бывает. Остановились ниже хутора Караженский, на правом берегу, на небольшой дуге в северном направлении. Немного позже тишину и уединении нарушили рыбачки, подъехавшие к вечерней зорьке. Так как они оказались классического вида, то к рыбалке подготовились по стандартной форме, поэтому пришлось множко выпить, благо продукт оказался качественным.
  9 сентября.  Большим плюсом пития на природе является полное отсутствие похмелья, наверное, свежий воздух способствует. Стоит отдать должное рыбакам, улов оказался весьма внушительным, так что обед получился очень рыбным. С большим трудом спустились на воду, а то, при таком раскладе, можно зависнуть на несколько дней. Многие опасаются путешествовать по реке вдвоём, хотя на Дону очень спокойно, единственная опасность заключается в подобных встречах. После хорошей заправки, гребём очень усердно.
  После хутора Мелоклетский река совершает резкий поворот, и идёт по большой дуге в северном направлении. Дальше идёт довольно дикий участок реки. По пути попадаются протяжённые отмели. После станицы Перекопская река снова подходит к высокому берегу, здесь есть пристань, где на баржи загружают щебень, но из-за низкой воды судоходство отсутствует. Немного ниже находится остров, пошли правой протокой, там же, к концу острова, и остановились. Все стоянки на правом берегу оказались свободными, невероятное явление.
  10 сентября.  Местность в районе стоянки не изученная, поэтому окрестности осмотрели с большим интересом. Оказалось, что здесь раньше добывали газ и нефть, наверху остались заглушенные скважины. Сегодня ветра нет, даже как-то необычно, поэтому очень быстро подошли к станице Кременская, где произвели полную закупку продовольствия. Кременская оказалась довольно уютной, с хорошей планировкой, но сильно запущенной. Раньше здесь был паром, но сейчас это дело забросили, поэтому пришлось немного поработать паромщиком, заработал свежеворованные помидоры. Местная публика оказалась весёлой, время час, а они уже в хлам, одна дама даже умудрилась нырнуть при выгрузке из байдарки.
  Немного ниже Дон огибает высокий берег и поворачивает в южном направлении. На повороте, по левому берегу, находятся турбазы, откуда до города Фролово ходит автобус. Дальше левый берег плотно обсижен, сказывается близость трассы М 6. После пяти прошли станицу Новогригорьевская, здесь через реку ходит паром. Так как он двигается по натянутому тросу, то его лучше проходить, когда он стоит около берега.
  Дальше прошли яр на левом берегу, с сосновым лесочком, здесь построили модную базу, и после окончания замыва по правому берегу, остановились в тополиной роще. Правый берег на этом участке намного свободней.
  11 сентября.  В районе стоянки растёт большой пойменный лес, по которому очень интересно прогуляться. Лес здесь состоит из небольших групп деревьев и открытого пространства, в общем, типичный южный лес. Вокруг находится много стариц. Сегодня предстоит последний переход до большой стоянки. Ветер дует в спину, идти весело.
  В районе хутора Стародонской находится ещё один яр, по левому берегу, где река делает резкий поворот, дальше прямой участок, с него открывается вид на окрестности станицы Сиротинская. После пары резких поворотов будет паром, немного ниже, на высоком берегу, находится Сиротинская. Дальше идёт довольно свободный от отдыхающий участок реки. После хутора Хмелевской остановились, место стоянки находится в природном парке Донской.
  12, 13, 14 сентября.  В районе стоянки Дон течёт в восточном направлении, и наиболее близко подходит к Волге. Вокруг стоянки находятся интересные места, так что есть где прогуляться. Сейчас степь сухая и выглядит безжизненной, хотя весной она имеет совсем другой вид. Местность здесь пересечённая, поэтому лучше обувать берцы, ноги скажут спасибо, да и при случайной встрече с Vipera renardi (степная гадюка), в подобных местах, они тоже будут не лишними, у гадюк слабое обоняние и слух, но они хорошо чувствуют вибрацию от тяжёлой подошвы сапог и могут своевременно скрыться. Правда, в этот раз было прохладно и с ними не встретиться не довелось.
  В этой местности из ядовитых змей водятся два вида, это степная гадюка (окраска туловища серовато-бурая, а вдоль хребта проходит зигзагообразная темная полоса), и довольно редкая гадюка Никольского(окраска тела абсолютно черная, со слабым антрацитовым блеском), они не очень часто попадаются на глаза, в отличие от полозов и ужей, так как задолго до приближения человека стараются скрыться с его пути, да численность этих видов ниже. Слишком сильно гадюки пугаться не стоит, так как при встрече она любыми путями старается скрыться, главное не ставить змею в безвыходное положение, да и её яд не очень токсичен и не является смертельным, особенно к концу лета, хотя протрясёт хорошо, ну и нога станет больше раза в два.
  Если змея всё же укусила,  на месте укуса должны остаться две точечные ранки от ядовитых зубов, необходимо сразу отсосать яд ртом, если только нет повреждений слизистой оболочки. Перед этим ранку следует открыть, сдавливая складки кожи в области укуса до появления из ранок капелек крови. Продолжать отсасывать следует минут десять, а при появлении отека следует прекратить. Место укуса необходимо обработать антисептиками, и наложить тугую стерильную повязку, важно, чтобы пораженная конечность оставалась неподвижной. При укусах гадюки не следует накладывать на пораженную конечность жгут. Пострадавшему следует как можно больше пить и принять тавегил, кстати, про аптечку не стоит забывать.
  Окрестности вокруг очень живописные и интересные. Ветер и вода за долгие годы сделали удивительные вещи, здесь можно увидеть сфинкса, причудливые формы выветривания, и прочие интересные явления, в общем, хоть зависай на месяц, всё равно всего не увидишь.
  15 сентября.  К сожалению пора идти дальше. Сегодня предстоит последний переход к месту окончания похода. После впадения реки Иловля, Дон поворачивает в южном направлении, на этот раз окончательно и бесповоротно. Теперь до острова насчёт стоянок будет туго, ведь левый берег плотно обсижен. Перед островом русло Дона раздваивается, лучше идти правой протокой, она интересней, и есть где остановиться. После прохождения острова, река снова соединяется, и опять подходит к высокому берегу, на котором стоит станица Трёхостровская. Недоходя до неё, остановились на острове, около правого берега. С наступлением темноты увидели вспышки от далёкой грозы, похоже пора выбираться.
  16 сентября.  Сегодня остался последний день на реке. Погода стоит ясная, так что со сборами проблем не предвидится. Очень спокойно и неспешно собрались, и отправились в небольшой переход. После плавного поворота увидели паром, зашли за него и причалили к берегу. Отсюда очень удобно выбираться в Волгоград, автобус подходит прямо к берегу. Расслабленно разобрали байдарку, да упаковали снаряжение, и около шести вечера поехали в Волгоград, прямо до автовокзала, меньше часа посидели там, да отправились домой, очень ненапряжный выход с реки. Потом узнали, что на следующий день погода резко зашла, похолодало и пошёл нудный дождь, в очередной раз чутьё подонков (то есть плавающих по Дону) не подвело, выбрались с реки в самый подходящий момент.
  Вот так завершилась наша навигация 2009 года. Если подвести краткий итог, то поход в очередной раз получился очень увлекательным и познавательным, большое спасибо Дону за это. Кроме очень хорошего отдыха, при небольших финансовых затратах, поход на байдарке приносит ещё ряд приятных бонусов. Один из которых состоит в том, что необычайная важность и многозначительность большинства вопросов, терзающих в городе, очень быстро тонет в пучине Дона, и по приезду домой они просто посылаются в места более прочувственные и романтические (точнее на уйх). И они уходят грустно и меня не беспокоят.
  При желании и наличии свободного времени можно сплавиться дальше, до города Калач-на-Дону, места там тоже интересные. После хутора Нижнегерасимовский течение постепенно уменьшается и Дон плавно переходит в Цимлянское водохранилище, которое было заполнено в начале пятидесятых годов, но так как ширина здесь небольшая, то его пока незаметно. После впадения реки Большая Голубая, Дон снова упирается в высокий правый берег, с меловыми выходами. Напротив станицы Голубинская, перед поворотом направо, есть интересная стоянка, в небольшой роще. Немного дальше от берега, прямо среди песка, растёт несколько сосен, в сумерках при лунном освещении очень красиво. За день перед нами здесь стояли на машинах, но очень быстро уехали, так как всех отдыхающих серьёзно покусали шершни, потревожили их гнездо, сломав сухое дерево. 
  После мелового берега, к реке вплотную подходит очень высокий берег, с выходами известняка. На этом участке, вплоть до Калача стоянки отсутствуют, так как мелководье по левому берегу заросло ивняком и камышами. Перед автомобильным мостом будет небольшой остров, где можно остановиться. Дальше порт, за ним нефтехранилище, около есть пляж, где можно собраться. После поймать машину и доехать до автовокзала. Немного ниже Калача будет город Пятиморский, где в Дон выходит Волго-Донской судоходный канал.   
  Дальше идти будет сложней так как при сильных ветрах Цимлянское водохранилище бывает очень бурным, так что шторм здесь не редкость. Если есть желание пройти водохранилище, то идти надо с рассвета, пока не поднялся ветер, и не отходить далеко от берега. На байдарке желательно иметь фартук, чтобы не заливало волной. При усилении ветра лучше  высадиться на берег и переждать, а то разгонит волну, мало не покажется.   
  Правый берег водохранилища высокий, местами обрывистый, а левый берег низкий и пологий, кроме участка между хуторами Весёлый и Харсеев, где берег высокий. По правому берегу, между реками Аксенец и Цимла находятся Цимлянские пески, здесь организован природный парк с таким же названием. Этот парк является интересным и красивым местом, где растения южного и крымского происхождения сочетаются с не типичными для степной зоны зарослями ольшаника, осинника и березняка, а Цимлянское водохранилище усиливает красоту этих мест. В парке водятся дикие лошади. 
  Ниже плотины Цимлянского гидроузла, преодолевать которую лучше в городе Цимлянск, река Дон снова входит в свои берега и становится тихой и спокойной, до впадения в Таганрогский залив остаётся совсем чуть-чуть, примерно, 310 километров. Здесь Дон течёт по широкой пойме, со множеством проток, небольших рек и озёр, в ширину она достигает пары десятков километров, иногда даже больше. Пойма включает в себя заливные луга, пастбища, заросли кустарника и  небольшие пойменные леса.
  Перед станицей Николаевская находится первая из трёх водорегулирующих плотин, которые поддерживают требуемый уровень воды, необходимый для прохождения судов. Эта плотина имеет небольшие размеры, и её можно преодолеть без особого труда. Следующая плотина встретится перед городом Константиновск, её можно обойти по рыбоводному каналу. Немного ниже плотины будет остров Лучка, поросший лесом, здесь очень хороший песок. До устья реки Северский Донец тянутся берега, поросшие отличным лесом, причём коренной правый берег здесь высокий и обрывистый. Для стоянок хорошо подходят острова, которые будут встречаться на пути. Ниже впадения Северского Донца находится Кочетовский гидроузел, при подходе к нему Дон расширяется и замедляется, здесь также обнос довольно простой, обнести можно слева, между шлюзом и плотиной.
  После города Семикаракорск, слева в Дон впадает река Сал. Километров через семь будет большой остров Поречный, здесь Дон раздваивается, основное русло уходит резко вправо, можно пройти прямо, по руслу Старого Дона, здесь хорошее течение. На самом острове можно остановиться почти в конце протоки на правом берегу. Дальше встречается много песчаных пляжей, Дон широкий, с хорошим течением.
  После города Ростов-на-Дону начинается дельта реки Дон, которая дальше впадает в Таганрогский залив Азовского моря, основное русло Дона проходит мимо города Азов. Большие пространства дельты занимают болота-плавни, относящиеся к типу травяных болот, также встречаются осоковые болота, луга сильного увлажнения, солонцы и солончаки, пески. В дельте встречаются практически все виды рыб обитающие в азово-донском бассейне, а по её протокам и ерикам проходят пути нерестовых миграций рыбы.
 

На первую
 

 

Design - Samolёt   2010-2019 для связи: mesto100@yandex.